Моргана воспринимает окружающий мир через эмоции, личные переживания. Её чувства сильны и глубоки, они льются неиссякаемым потоком, как равнинная река - вроде бы спокойная и надёжная, но не дай бог оказаться посреди неё в бурю или заплыть в затягивающий омут.
Моргана слышит мир и людей в нём, в ней есть огромный потенциал внутреннего ощущения других людей, богатого эмоционального обмена, поддержки, нежности, влияния. При этом она обидчива, вспыльчива и категорична, временами слишком самоуверенна и не склонна к самоконтролю и самодисциплине, когда речь идёт о потоке таких ценных для неё эмоций. В сочетании с её безбашенной храбростью (корни которой не в отсутствии страха, а всё в тех же эмоциях - они для неё всегда ценнее страха за своё благополучие и жизнь) это даёт взрывоопасную смесь.
читать дальше Моргана умна (когда чувства не замутняют разум) и похожа на Артура в том, что способна мыслить стратегически (с той же оговоркой). Она принципиальна и не боится отстаивать то, что считает правильным. Ощущение правильности идёт не столько от логики, сколько от интуиции и способности настраиваться, как антенна, на чувства и переживания окружающих.
Самая большая ценность, самая незаменимая потребность, самое мучительное (потому что несбыточное в данных условиях) её желание - это желание тонкой, красочной, глубокой эмоциональной близости, такой, которая позволила бы плавать во взаимных чувствах, ощущать друг друга и свободно выражать свои ощущения.
В Камелоте просто не было никого с похожим потенциалом чувствительности и внимания к чужим переживаниям, чтобы это желание осуществилось. Артур слишком эгоцентричен и глух к чужим эмоциям, к тому же боится близких отношений и не умеет их строить. Мерлин занят Артуром и их общей судьбой, Моргану он едва замечает - он вообще всех, кроме Артура едва замечает, на тонкий эмоциональный обмен там рассчитывать не приходится. Гвен слишком поверхностна, простодушна и часто бестактна и грубовата в проявлении чувств, она тоже не подходит. Утер - воспитатель, почти отец, он выпадает из расклада, даже если не учитывать его характер. Рыцари держат дистанцию. А больше и нет никого.
История Морганы пугает. От многообещающего и положительного в целом потенциала (доброта, ум, храбрость, чуткость, нежность, способность к поддержке и влиянию) через цепочку выборов (вроде бы со всех сторон оправданных и объяснимых) - в пропасть.
Иногда следишь за каким-то персонажем, скатывающимся не туда и думаешь: "Ага, вот тут у него перекрёсток, он мог бы выбрать вот это, а выбрал совсем не то". С Морганой это в большинстве случаев не прокатывает.
Обстоятельства как-то очень жёстко направляют её в строго определённую колею, мне даже трудно припомнить, у какого ещё персонажа путь был бы настолько жёстко определён - с учётом её исходных данных у неё почти не было выборов, что делать и куда сворачивать. То есть, вероятно, возможности выбора всё же были, поскольку они всегда есть по определению. Но для того, чтобы выбрать правильно, от Морганы требовалась бы какая-то невероятная сила и ломка себя. А для этого как раз и не хватало нужных качеств - самоконтроля и дисциплины, которые могли бы противостоять разгулу чувств в условиях беспрерывных нацеленных ударов по этим чувствам. Замкнутый круг какой-то.((
Что мы имеем?
Смерть отца (за которую Моргана, как потом выяснилось, всегда винила Утера, обещавшего, но не приславшего подкрепление). Потом жизнь в Камелоте под опекунством Утера: в окошке небо, птички и чёрный дым, отовсюду запах жареного - не поймёшь то ли с кухни, то ли с площадей, люди запуганы - кто постоянной прпагандой угрозы со стороны магии, кто непредсказуемой ненавистью Утера, которая непонятно на кого и почему сегодня обрушится, а большинство и тем и другим. При зашкаливающем уровне эмпатии и способности к сопереживанию Морганы, это вечное наблюдение за чужими страданиями без возможности помочь должно было быть для неё невыносимым. И порождать страх. Страх постоянно ею ощущался в окружающих (уровень эмпатии, опять же), витал в воздухе и заражал и саму Моргану тоже.
И, чтобы мало не показалось, были ещё сны-видения, слишком яркие для снов, пугающие до судорог и к тому же сбывавшиеся. Нечто странное, необъяснимое, подозрительное, опасно близкое к тому, за что Утер сжигал или рубил головы, не утруждаясь поиском оправданий и объяснений. И, соответственно, растерянность и страх уже лично за себя.
А потом была история с Мордредом, когда угроза лично Моргане была озвучена Утером чётко и ясно, при разговоре глаза в глаза. Реакцией должно было быть усиление страха, плюс возмущение, протест - не только против Утера, но и против судьбы, мира, по типу: "За что мне это?"
Первая ниточка порвалась со звоном, когда при попытке побега был убит отец Гвен (1-12). Это была та самая капля, переполнившая чашу терпения. Всё, с этого момента Моргана другая. В разговоре с Утером она позволяет себе такие вещи, которые только безумец может себе позволить. И ночь в темнице в цепях, понятное дело, примирению не способствует. Но Моргана всё ещё склонна верить близким людям, а Утер всё же входил в число близких, как ни крути, при всех имеющихся "но". Поэтому, когда в разговоре на могиле отца Морганы между ними неожиданно проскальзывает искра близости и Утер выказывает чувства, эмоции - признаётся, что сожалеет о случившемся, любит и ценит Моргану и просит у неё прощения, она не позволяет его убить. Но в целом этот ситуативный шаг навстречу друг другу мало что меняет - Утер продолжает свою политику, а Моргану последовательно загоняют в угол.
И единственная отдушина для неё в этом аду - это отношения. Та самая эмоциональная близость - хотя бы в той степени, в которой она возможна с имеющимися вокруг людьми. Да, действительно нужного, "того самого" на горизонте пока нет, но есть, в конце концов, друзья - Артрур, Мерлин, Гвен, есть ещё Гаюс, добрый и надёжный, которому можно рассказать без страха о своих снах, прямым текстом спросить: "Ты думаешь, это магия?" и рассчитывать на поддержку, тепло и помощь.
Они - единственное, ради чего стоит жить, если уж на то пошло, ради них можно забыть о своём вечном страхе, рисковать расположением Утера, социальным статусом, даже жизнью. Ради тепла, взаимной поддержки, доверия.
И вот тут-то и живёт большой и злобный упс, потому что друзья предают её доверие. Если человек долго об этом не подозревает, а потом вдруг узнаёт - крышу должно снести на таком знании конкретно.((
Гаюс (и какое-то довольно-таки не короткое время и Мерлин тоже) скрывают от неё информацию о её связи с магией. Они позволяют ей сходить с ума от растерянности, страха, непонимания и рвущегося наружу, но не находящего выхода потенциала. И пичкают её одуряющими зельями, вместо того, чтобы рассказать правду и реально помочь, научить чему-то. Мерлин опомнился и обратился к друидам только когда дело уже совершенно вырвалось из-под контроля и дошло до самопроизвольных пожаров (и спасибо ещё, что Моргана только занавеску спалила, а не случайного прохожего на улице или семью во время ужина). А Гаюс в этом отношении вообще поражает. Всю жизнь, с раннего детства улыбаться Моргане, считаться её другом, пользоваться доверием и поступать вот так. "Хотел как лучше" - тут не прокатывает, потому что ни о каком "лучше" речь не идёт. Это явная отмазка перед самим собой, чтобы не впахиваться в воспитание будущего мага и развитие в нём необходимых качеств. Хата с краю, блин - кажется, это вообще его жизненная позиция. Я тут даже не к тому, чтобы его обвинять - похоже, у Гаюса просто в голове чёткое и нерушимое разделение: "Вот тут - моя зона ответственности и я в лепёшку разобъюсь, чтобы в ней всё было в порядке, а вот там - не моя зона ответственности и происходящее лично меня никак не касается, хотя может быть и очень печальным само по себе."
Мерлин попал в его зону ответственности - и из-за письма его матери с личной просьбой "присмотреть и найти применение дару" и из-за того, что он какбэ сам согласился мальчика принять под свою крышу. А Моргана, судя по всему, в эту зону не попала и удостоилась только философского подхода: "Это печально, но, увы, меня не касается."
Итак, сначала опекун и "почти отец" Утер открыто угрожает Моргане, потом обнаруживается, что Моргана маг и становится понятным многолетнее предательское равнодушие Гаюса. Артур же по приказу отца обрубает все возможные для Морганы выходы к свободе - преследует приютивших было её друидов, например. Он противоречит отцу и иногда просит за осуждённых, но в целом выполняет его поручения и не доверяет магии. Тут та же стенка, в которую упёрся и Мерлин: Артуру нельзя сказать, что ты маг, увы. Моргана это понимает. А потом ещё добрый друг Мерлин её отравил. Играя на дружбе и доверии, опять же - заботливо предлагая попить воды.
Мир Морганы рушится. Она никогда не получала в Камелоте от опекуна и друзей необходимой ей степени тепла, а сама при этом выкладывалась по максимуму, отдавая своё тепло другим, утешая, поддерживая, сопереживая. И вот, что получила взамен.
Одновременно, фоном к этим событиям на горизонте появляется Моргауза. С тем самым уровнем эмоциональной силы-тонкости-глубины, который делает возможным ту степень близости, которой Моргана уже, наверное, и не надеялась ни с кем достичь. Связь в этой паре включается на раз, на внешнем, внутреннем и ещё сотне никому больше непонятных и невычленяемых уровней. Сцена их первого разговора - одна из самых напряжённых в сериале, между ними только что воздух не искрит, хотя ничего особенного вроде не происходит, просто короткий тихий разговор, без всяких критических откровений даже. Моргана тогда спросила: "Я тебя знаю?" - химия там такая, что уже с момента встречи кажется, что они всю жизнь были вместе. Девочки оказываются завязанными друг на друге так крепко, что весь остальной мир сразу сильно проигрывает в значении, каждая из них в последующем готова отказаться от осуществления самых важных, самых желанных планов ради "сестры". Их отношения становятся источником смысла и силы для обеих.
Не менее важный момент: Моргауза открыто говорит Моргане правду о магии, учит не бояться самой себя, признать свою природу, как нечто естественное, а не бежать от неё. Быть собой.
Поскольку, как уже было сказано, самоконтролем и самодисциплиной Моргана никогда не страдала, то после всего произошедшего, в течение года с Моргаузой, вдали от Камелота, её изначальные негативные качества (обидчивость, категоричность, вспыльчивость, зацикленность на сверхценности своих чувств) выросли и заколосились буйным цветом.
Моргана скосячила даже не в том, что решила захватить власть, уничтожив Утера и послав к лешему Артура, а в том, что среди своих мотиваций поставила на первое место обиду и жажду мести. И можно сколько угодно говорить о том, что обижаться было на что и что она имела полное право мстить - оно всё так, кто бы спорил. Но проблема в том, что если сознательно пускаешь тьму в свою душу, то она постепенно овладевает тобой, незаметно для тебя самого - и никакие привлекательные личные качества и оправдывающие жёсткие обстоятельства этого факта не отменяют.((
Злоба - она как Кольцо Всевластия, подтачивает изнутри, вытаскивает на поверхность самое худшее и затушёвывает, стирает лучшее. Медленно, постепенно и неотвратимо. Остаётся только надеяться, что для Морганы ещё не пройдены все точки невозвращения и она сможет найти в себе силы стать той, кем могла бы быть.
читать дальше
Мерлин BBC. Часть 4 - Моргана.
Моргана воспринимает окружающий мир через эмоции, личные переживания. Её чувства сильны и глубоки, они льются неиссякаемым потоком, как равнинная река - вроде бы спокойная и надёжная, но не дай бог оказаться посреди неё в бурю или заплыть в затягивающий омут.
Моргана слышит мир и людей в нём, в ней есть огромный потенциал внутреннего ощущения других людей, богатого эмоционального обмена, поддержки, нежности, влияния. При этом она обидчива, вспыльчива и категорична, временами слишком самоуверенна и не склонна к самоконтролю и самодисциплине, когда речь идёт о потоке таких ценных для неё эмоций. В сочетании с её безбашенной храбростью (корни которой не в отсутствии страха, а всё в тех же эмоциях - они для неё всегда ценнее страха за своё благополучие и жизнь) это даёт взрывоопасную смесь.
читать дальше
читать дальше
Моргана слышит мир и людей в нём, в ней есть огромный потенциал внутреннего ощущения других людей, богатого эмоционального обмена, поддержки, нежности, влияния. При этом она обидчива, вспыльчива и категорична, временами слишком самоуверенна и не склонна к самоконтролю и самодисциплине, когда речь идёт о потоке таких ценных для неё эмоций. В сочетании с её безбашенной храбростью (корни которой не в отсутствии страха, а всё в тех же эмоциях - они для неё всегда ценнее страха за своё благополучие и жизнь) это даёт взрывоопасную смесь.
читать дальше
читать дальше